Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA, которое ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации.
2. Естественно-научная грамотность - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
3. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
4. Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
- способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности учащихся на 2024-25
- Банк заданий по функциональной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач)
- https://fg.resh.edu.ru/
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- https://sdo.edu.orb.ru/index.php
- БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (инструкция)
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
- Письмо Минпросвещения РФ от 17 сентября 2021 года N 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
Во время TIMSS проверят качество математического и естественно-научного образования. Ближайшее исследование пройдет в 2023 году. На PIRLS проанализируют качество чтения и понимания текста. В следующий раз его проведут в 2026 году. PISA проверяет все виды функциональной грамотности. Ближайшую оценку устроят в 2024 году. Оценка качества образования по модели PISA выявит качество математического и естественно-научного образования. Организуют ее в разных регионах раз в четыре года.
Финансовая грамотность
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Правда, чуть менее веселыми и более опасными методами. Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить сына или дочь азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторскую степень в экономике, достаточно простыми словами и в интерактивной форме объяснять, показывать, увлекать.
Интерактивная форма – это когда ребенок в комфортных условиях обучения является самым активным участником процесса. Такое возможно, например, во время игры. Ребенку до 7 лет особенно важен игровой формат, в котором через призму эмоций и яркого опыта у него фиксируется ощущение денег и развивается умение ими управлять. Иными словами, благодаря правильному экономическому воспитанию вырастает финансово грамотный человек. Финансовая грамотность, привитая чуть ли не с младенчества и до 7 лет, позволяет подростку, юному, потом зрелому человеку максимально включаться в жизнь, разносторонне взаимодействовать с обществом, чувствовать себя в экономической безопасности и уверенно смотреть в будущее. 1.Рабочая программа курса внеурочной деятельности http://marschool6.ucoz.ru/rabprog/vneurok/1-4/rp_vd_finansovaja_gramotnost_2-4_klass.pdf 2.Азбука финансовой грамотности. https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s Дни финансовой грамотности для 10-11 классовО Всероссийской программе «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (pdf) Серия «Финансовая грамотность»:
Рекомендации к оформлению учебного индивидуального проекта |