Метод1
Выбор темы
1. Задайте себе важные вопросы касательно предстоящей работы. Возможно, вам придется действовать в границах четко обозначенного задания, однако даже так вам нужно выбрать тему работы. Это самый первый и самый важный ее шаг. Не важно, будет ли ваша тема той, о которой вы грезите ночами, или чем-то, что вам менее интересно, далее вам следует подумать о том, достаточно ли по этой теме есть материала. Может, эта тема новая и малоисследованная, что позволит вам изложить в исследовательской работе собственное мнение? Уместно ли это будет в контексте задания?
2. Выберите тему, которая вам нравится. Если у вас есть такая возможность, выберите интересную вам тему. Если проводить исследование на тему, которая вам самому небезразлична, то это более чем положительно скажется на качестве работы.
3. Будьте оригинальны. Если вы пишите исследование по заданию учителя, подумайте и про других учащихся. Может, они тоже будут писать о той же теме, что и вы? Как вы тогда сможете сделать свою работу уникальной и выделяющейся?
4. Прислушивайтесь к советам. Если вам сложно выбрать “подходящую” тему, то попросите совета у учителя или одноклассников. У них наверняка найдется идея-другая, которые вам очень понравятся! Ну а если не понравятся – они могут вдохновить вас, дать пищу для размышлений, что тоже полезно. Конечно, просить учителя о помощи может быть не очень удобно, но, собственно говоря, успешное выполнение вами задания – в их интересах! Иными словами, учителя вам помогут.
5. Не бойтесь менять тему. Если вы выбрали тему, начали исследование и вдруг поняли, что «не идет» - не надо впадать в отчаяние! Даже после начала работы над исследованием, как ни странно, вы можете сменить тему. Да, вы потеряете некоторое время, да и часть работы пропадет втуне, но все же.
Метод2
Проведение исследования
1. Начните исследование выбранной темы. Итак, тему вы выбрали. Что дальше? Дальше начинаем исследование темы. Сайты, журналы, книги, энциклопедии, интервью, отдельные сообщения в блогах – все это сойдет за материал для исследования. Обязательно зайдите на тематические сайты, связанные с вашей темой. Используйте не меньше 5 источников, никогда не полагайтесь на 1-2 источника! [1]
Проведите эмпирическое исследование. Если есть возможность, обращайтесь к старым-добрым эмпирическим исследованиям. Что это? Представьте себе статью или книгу, написанную признанным экспертом по исследуемому вами вопросу, которая была прочитана и одобрена другими экспертами по исследуемому вами вопросу. Такие материалы можно найти в научных журналах или онлайн.
3. Загляните в библиотеку. Местная научная библиотека ждет вас, без шуток! Это, конечно, дедовский метод, но не стоит относиться к нему с пренебрежением – в библиотеках полным-полно полезных материалов! Не бойтесь обращаться за помощью к библиотекарям, ведь, как-никак, их работа в том и заключается, чтобы помогать посетителям библиотек.
4. Поищите материалы в сети. Учтите, переход по первым трем ссылкам, полученным в ответ на первый же запрос, это не путь мудрости при написании исследовательской работы. Оценивайте пригодность найденных материалов критически, не спешите, сперва прочтите все, что найдет для вас поисковик, только потом делайте выводы. Сайты, блоги и форумы являются не самыми надежными источниками информации, как-никак.
-
- Если в общем, то сайтам на доменах .edu, .gov или .org можно доверять, так как это сайты школ, правительства или организаций, связанных с исследуемой вами темой.
- Меняйте поисковый запрос, чтобы получить разные результаты. Если ничего не находится, то надо изменить запрос – вполне возможно, что он никак не пересекается с заголовками статей, которые бы вам пригодились.
-
- Поищите те базы данных, в которых собраны данные, относящиеся сугубо к вашей теме. Например, PsycInfo – база данных, посвященная только лишь психологическим и социологическим работам. Поиск по таким базам даст вам более качественные и надежные результаты.
- Большая часть научных баз данных позволяет задать параметры поиска более чем узко и, в частности, искать только, скажем, по книгам или журналам. Не стоит недооценивать силу тщательно настроенных параметров поиска!
- Список научных баз данных и паролей для доступа к ним можно получить в библиотеке вашего учебного заведения. А можно и не получить…
Метод3
Подготовка черновой версии
1. Напишите аннотацию. Собрав все исследовательские материалы, распечатайте их (если они были получены из онлайн-источников) и отметьте в них все, что необходимо вам для написания работы. Этот шаг крайне важен: прочитайте найденный материал, сделайте соответствующие пометки и примечания, подчеркните основные факты и высказывания. Писать можно как на распечатках, так и на, скажем, прилепленных к страницам стикерам.[3]
-
- Поработайте с тщанием и пристрастием на этом этапе, дабы облегчить себе задачу в будущем, причем уже совсем близком. Отмечайте все, что может вам пригодиться!
- Не стесняйтесь дописывать свои комментарии к выделенным фрагментам, чтобы самим потом не запутаться. Записывайте свои мысли о том, как можно использовать тот или иной фрагмент.
-
- Неплохо будет выписывать все на отдельные листы или карточки – так вам будет проще ре-категоризировать их.
- Еще полезно работать с цветами. Если каждой категории присвоить отдельный цвет, то работать будет проще. Например, все, что связано с героями произведения, подчеркивайте зеленым, а все, относящееся к сюжету – оранжевым.
4. Определите цель написания вашей работы. Если говорить в общем, существует два типа исследовательских работ. Каждый из них требует особого подхода, что следует учитывать еще на этапе подготовки черновой версии.
-
- Дискуссионная исследовательская работа берет за основу какой-либо спорный вопрос или приводит доводы в пользу той или иной точки зрения. Разумеется, проблема должна быть изначально спорной, но такой, чтобы оппоненты могли привести логичные контраргументы.
- Аналитическая исследовательская работа предлагает за основу свежий взгляд касательно какого-либо важного вопроса. Тема может и не вызывать каких-либо споров, но вы должны попытаться убедить ваших слушателей, что ваши идеи заслуживают внимания. В данных работах уместно представлять собственные уникальные идеи, основанные на исследованном материале.
6. Напишите предварительный тезис, основываясь на цели исследовательской работы. Тезис выступает в качестве общей мысли вашей работы, делая утверждение касательно того или иного вопроса, затем приводятся доводы в пользу данного утверждения. На данном этапе набросайте лишь предварительный тезис вашей работы (на 1-2 предложения, не более), ведь в процессе исследования он может измениться. Помните, что вся ваша исследовательская работа должна быть связана с тезисом, а потому крайне важно обозначить тезис довольно четко.
-
- Тезис – это, если в общем, тот самый вопрос, поиску ответа на который посвящена ваша работа. В чем он заключается? Какую гипотезу вы хотите подтвердить или опровергнуть? Допустим, вопрос звучит так: “Как социо-культурная дестигматизация увеличивает шансы на успешное лечение болезней психики? ”Отсюда можно вывести тезис – а им будет ответ, полученный вами на данный вопрос. Вот так вот – легко, просто и изящно.
- Тезис должен выражать основную идею работы, однако не включать при этом в себя аргументы за или против, равно как и пересказ всей вашей работы. Тезис – это просто утверждение, а не список аргументов, которым, по большому счету, выступает сама статья.
-
- На данном этапе важен порядок подачи материала. Самые ваши «убойные» выводы или вопросы разместите в начале статьи, а более спорные – ближе к концу.
- Вовсе не обязательно ограничивать себя по схеме «1 основной момент – один абзац текста», особенно если вы пишете серьезное исследование. Основные идеи можно излагать на таком объеме текста, какой вы считаете необходимым.
9. Закончите работу над черновой версией. Учтя все, о чем мы вам рассказали, подготовьте черновую версию статьи. Не забудьте про выравнивание, про отступы и все в этом духе. Черновая версия представляет собой краткое изложение вашей статьи в формате списка. Кстати, не забудьте добавить в этот список еще и все соответствующие цитаты, чтобы не тратить время на их поиск позже.
Метод4
Подготовка чистовой версии
1. Начните работу над текстом статьи. Вам, конечно, может показаться странным, что мы не советуем вам начать с работы над введением, однако тому есть причина – куда проще писать введение, опираясь на почти готовую статью. Начните с описания всего, что выступает в поддержку вашего тезиса. Можете слегка менять идеи и комментарии, манипулировать ими.
-
- Для каждого сделанного вами заявления необходимо приводить подтверждение. Работа у вас исследовательская, а потому факты, факты и только факты – и никаких досужих домыслов.
- Давайте емкие, развернутые комментарии. Если вы будете высказывать мнения, не подкрепляя их фактами, это будет плохо. Тем не менее, если вы будете приводить факты, но не будете объяснять, зачем и почему, то это снова не путь мудрости. Конечно, ваше желание задавить читателей фактами понятно, однако позаботьтесь и о том, чтобы все объяснить с помощью комментариев.
- Длинные и прямые цитаты лучше не использовать. Смысл вашей работы, пусть даже та и зовется исследовательской, в том, чтобы явить миру ваши собственные мысли по исследуемой теме. Если цитата не является абсолютно необходимой, лучше обойтись непрямой речью и ее последующим анализом.
- Переход от пункта к пункту должен быть плавным. Ваша исследовательская работа должна читаться, образно выражаясь, плавно. Удостоверьтесь в том, что переход от абзаца к абзацу дается читателям легко и просто.
-
- Цель вывода состоит в том, чтобы ответить на вопрос: "И что с того?" Убедитесь, что читатель, прочитав вашу работу, почерпнул для себя что-то новое.
- Будет лучше, если вы напишите вывод до вступления. Прежде всего, вывод легче написать, когда вся информация все еще свежа в вашей памяти. Более того, желательно использовать весь свой словарный запас именно в выводе, а затем просто перефразировать все ранее изложенное во вступление. Именно так, а не наоборот. Это оставит намного лучшее впечатление на читателя.
4. Предоставьте список использованной литературы. Тут вы должны указать все источники информации, использованные в написании работы. Оформите свою исследовательскую работу согласно требуемому стилю оформления. Так, от вас, скорее всего, потребуют соответствия стилям MLA, APA или Чикагскому стилю оформления.
-
- Формат MLA, как правило, используется при анализе художественных произведений, он требует приведения в конце работы раздела «Процитированные материалы». Также здесь необходимы цитаты в тексте.
- Формат APA, в свою очередь, используется при работе по темам, связанным с социальными науками. Цитаты в тексте здесь тоже нужны. В конце работы, оформленной по такому стилю, приводится страницы “Ссылки”, допустимы здесь и заголовки разделов между абзацами.
- Чикагский стиль, в свою очередь, используется для работ на исторические темы, он требует использования примечаний внизу страницы, а не цитат в тексте и не списков использованной литературы.
-
- Если вы сами решили отредактировать вашу работу, займитесь этим дня через три после завершения работы над ней. За это время ваш мозг отдохнет, что позволит ему заметить ошибки, к которым он просто привык, пока вы писали статью!
- Не пренебрегайте советами других людей касательно редактирования статьи. Если многие говорят вам, что тот или иной раздел стоит переписать, то, возможно, есть тому весомая причина. В общем, не спешите и отредактируйте вашу работу тщательнейшим образом.
Советы
- Проводя исследование, обратите внимание на важные темы, вопросы и ключевые проблемы. Старайтесь детально сконцентрировать усилия на отдельной интересующей вас теме, а не пытаться исследовать за раз сразу несколько вопросов в общих чертах.
- Не ждите последней минуты, чтобы заняться работой !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
- Делайте все вовремя. Иначе будет поздно.
Основание статьи взято с сайта http://ru.wikihow.com, для вашего ознакомления с шаблоном исследовательской работы.
Успехов!